Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом.

Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, а основывается на опыте общества в целом. Передается по наследству с древних времен через формы мнемических образов (сказки, мифы), определяет категории и границы воображения и фантазии в качестве обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений.

Понятие коллективного бессознательного разрабатывалось К. Г. Юнгом в рамках концепции "аналитической психологии" и противопоставлялось индивидуальному, частному, относительному бессознательному, обозначающему в психоанализе вытесненную под давлением морали, социальных ограничений, религиозных предписаний или травматического материала часть психики. Коллективное бессознательное не может быть предметом воспоминания индивида, т. к. его содержания никогда не были фактом душевной жизни, поэтому никогда не вытеснялись и не забывались. Тем не менее они априорно существуют и действуют в каждом индивиде, как эхо доисторических явлений мира, духовное наследие, возрождаемое в каждой индивидуальной структуре сознания, как регуляторный принцип организации психологического материала, имеющий не только общечеловеческое, но и общебиологическое значение.

Идея о коллективном бессознательном у Юнга возникла как результат долгих исследований, связанных с его непосредственной практикой психиатра. Изучая личное бессознательное, он в конечном счете пришел к мнению, что если личное является приобретенным, то это приобретенное в любом случае конечно и исчерпаемо. По теории Фрейда, понимающего под содержаниями бессознательного только вытесненные и неудовлетворенные желания, снятие этого вытесняющего фактора и "подъем" вытесненного материала на уровень сознания, его сублимацию, адаптацию, осознание, привело бы к опустошению бессознательного, опустошению внутреннего мира. Юнг заметил, что бессознательное при этом продолжает жить самостоятельной жизнью и от него при этом ничего не убывает: "Если в таких случаях продолжать последовательное и непредвзятое наблюдение, то можно найти материалы, формально хотя и сходные с более ранними личностными содержаниями, но, очевидно, заключающие в себе признаки, которые указывают за пределы личностного".

Каждый человек от рождения обладает высокоразвитым мозгом, обеспечивающим ему возможность вести богатую духовную деятельность, возможность, которую он не приобрел и не развил в процессе личных преобразований в течение всей жизни от рождения. Как мозг у отдельных людей получил сходное развитие, в той же мере духовная функция, возможная благодаря этому сходству, является коллективной и универсальной. Этим обстоятельством объясняется, например, тот факт, что бессознательное самых далеких друг от друга народов и рас характеризуется весьма примечательным соответствием, указывающим, помимо всего прочего, на уже неоднократно отмеченный факт необычайного соответствия мифологических форм и мотивов у разных народов.

Из универсального сходства мозга вытекает универсальная возможность для однотипной духовной функции, которая и является коллективной психикой. Поскольку существуют различия, характерные для расы, рода или даже семьи, то имеется также ограниченная расой, родом или семьей коллективная психика, выходящая за пределы "универсальной" коллективной психики. Говоря словами П. Жане, коллективная психика охватывает нижние части психических функций, прочно установившуюся, так сказать, автоматически действующую, унаследованную и повсеместно наличную, т. е. сверхличностную или неличностную, часть индивидуальной психики. Сознание и личное бессознательное охватывают верхние части психических функций, т. е. те части, которые приобретены и развиты онтогенетически.

Содержаниями коллективного бессознательного являются мифологические праформы, мотивы, символы и архетипы. Они не могут быть представлены в актах созерцания непосредственно, но становятся доступными для наблюдения в виде проекций и манифестаций как религиозные верования, произведения искусства, фольклорные произведения, мифы и сказки, астрологические и алхимические представления, обычаи и ритуалы или, в случае психозов, в содержании бредовых идей, в сновидениях, фантазиях и галлюцинациях. Коллективное бессознательное проявляет себя как независимая от эго ментальная сила, обладающая автономностью, собственной силой притяжения, и способна в отдельных случаях полностью подчинить себе сознание индивида, отдельного коллектива или, в случае "психических эпидемий", все общество в целом.

При этом Юнг подчеркивал: "Коллективное бессознательное, видимо, состоит … из чего-то вроде мифологических мотивов и образов; поэтому мифы народов являются непосредственным проявлением коллективного бессознательного. Вся мифология — это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного".

Оставить комментарий